Tesla запустила беспилотное такси в США: Новый этап в развитии автономного транспорта

Остин, Техас, 22 июня 2025 года – Компания Tesla официально запустила сервис беспилотных такси (роботакси) в городе Остин, штат Техас, что стало важным событием в истории автономного транспорта. Генеральный директор Tesla Илон Маск объявил о старте пилотного проекта, который, по его словам, знаменует собой "кульминацию десятилетия напряженной работы" над искусственным интеллектом и автономными технологиями.
Детали запуска
Сервис роботакси Tesla начал работу 22 июня 2025 года в ограниченной зоне города Остин. На первом этапе в проекте участвуют от 10 до 20 электромобилей Tesla Model Y, оснащенных новой версией программного обеспечения Full Self-Driving (FSD) Unsupervised, которое позволяет автомобилям передвигаться без водителя за рулем. По данным компании, стоимость поездки фиксированная и составляет $4,20, что делает услугу доступной для первых пользователей.
На начальном этапе доступ к сервису предоставляется только ограниченной группе пользователей, включая инвесторов Tesla, энтузиастов бренда и приглашенных гостей. Для вызова роботакси используется специальное приложение, доступное по инвайтам. В целях безопасности в автомобилях присутствует "монитор безопасности Tesla" – сотрудник компании, сидящий на переднем пассажирском сиденье, который следит за работой системы. Кроме того, флот роботакси находится под удаленным наблюдением операторов в центрах управления Tesla.
Технологии и безопасность
Tesla делает ставку на камеры и искусственный интеллект, отказываясь от использования дорогостоящих лидаров и радаров, которые применяются конкурентами, такими как Waymo. Илон Маск утверждает, что такой подход позволяет снизить стоимость автомобилей и ускорить масштабирование сервиса. Однако критики, включая экспертов по безопасности, выражают обеспокоенность по поводу надежности системы, основанной исключительно на камерах, особенно в сложных городских условиях.
Для обеспечения безопасности Tesla ввела ряд ограничений:
-
Геозонирование: Роботакси работают только в заранее определенных районах Остина, избегая сложных перекрестков и зон с высоким трафиком.
-
Погодные условия: Сервис не будет работать в плохую погоду, такую как сильный дождь или туман.
-
Возрастные ограничения: Пассажирами могут быть только лица старше 18 лет.
-
Телеоперация: В случае нештатных ситуаций удаленные операторы готовы взять управление на себя.
Маск подчеркнул, что компания проявляет "сверхпараноидальный" подход к безопасности, чтобы минимизировать риски. Тем не менее, Национальное управление безопасности дорожного движения (NHTSA) запросило у Tesla дополнительную информацию о мерах безопасности и использовании телеоперации в рамках расследования, начатого в октябре 2024 года после аварий с участием системы FSD.
Контекст и конкуренция
Запуск роботакси в Остине стал ответом Tesla на растущую конкуренцию в сфере автономного транспорта. Компания Waymo, принадлежащая Alphabet, уже предоставляет услуги беспилотных такси в четырех городах США, включая Остин, и выполняет около 250 000 платных поездок в неделю. Другие игроки, такие как Avride и Zoox, также тестируют свои автономные технологии в Техасе, который стал ключевым центром для разработки беспилотных автомобилей благодаря либеральному законодательству.
В отличие от Waymo, которая годами тестировала свои автомобили с водителями и без них перед запуском коммерческого сервиса, Tesla начала тестирование без водителей всего за несколько недель до запуска. Это вызвало критику со стороны экспертов, которые считают, что такой подход может быть рискованным. Например, The Dawn Project, организация, выступающая за безопасность технологий, провела демонстрацию, показав, что текущая версия FSD не распознает школьные автобусы с включенными сигналами.
Регулирование и общественная реакция
Техас, где проходит запуск, известен своим минимальным регулированием автономных транспортных средств. С 2017 года местные власти не могут вводить собственные правила для беспилотных автомобилей, что облегчает компаниям тестирование и запуск сервисов. Однако 20 июня 2025 года губернатор Техаса Грег Абботт подписал закон, который с 1 сентября 2025 года потребует от компаний получать государственные разрешения для эксплуатации беспилотных автомобилей. Этот закон также предоставляет властям право отзывать разрешения в случае угрозы общественной безопасности.
Некоторые местные жители и активисты выразили обеспокоенность по поводу безопасности роботакси Tesla. В Остине запланированы протесты, организованные The Dawn Project и другими группами, выступающими против автономных технологий Tesla. Кроме того, демократические законодатели Техаса призвали Tesla отложить запуск до вступления в силу нового закона в сентябре.
Перспективы и планы Tesla
Илон Маск заявил, что запуск в Остине – лишь первый шаг. Компания планирует расширить сервис на другие города США, включая Лос-Анджелес и Сан-Франциско, уже в 2025 году, а в 2026 году начать подключать к сети роботакси частные автомобили Tesla, позволяя владельцам зарабатывать на их использовании. Маск прогнозирует, что к концу 2026 года на дорогах США будет более миллиона автономных автомобилей Tesla.
Кроме того, Tesla работает над Cybercab – специализированным роботакси без руля и педалей, представленным в октябре 2024 года. Однако на первом этапе используются только Model Y, так как Cybercab еще не поступил в производство.
Аналитики, такие как Дэн Айвс из Wedbush, считают, что успешный запуск роботакси может значительно увеличить капитализацию Tesla, потенциально превысив $2 трлн к концу 2026 года. Однако скептики, включая аналитиков GLJ Research, называют запуск скорее "демонстрацией концепции", чем полноценным коммерческим продуктом.
Заключение
Запуск роботакси Tesla в Остине стал важным событием, которое может изменить будущее транспорта, но также вызвал множество вопросов о безопасности, регулировании и конкуренции. Несмотря на амбициозные планы Илона Маска, успех проекта будет зависеть от способности компании доказать надежность своих технологий и завоевать доверие общественности. Пока Tesla делает первые шаги в этой новой для себя сфере, весь мир следит за тем, сможет ли она оправдать ожидания и стать лидером в гонке автономных автомобилей.
